Коррекция общей моторики у детей дошкольного возраста
Предупредить нарушения в общей моторике легче, чем корректировать. Однако, если обнаруживаются какие-либо общие или специфические отклонения или отставания по возрасту в развитии у ребенка навыков крупной моторики, необходимо оказать помощь по коррекции этих отклонений своевременно. План коррекционной работы составляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и логопедом.
Самое действенное средство устранения дефектов в общей моторике – это физические упражнения, помогающие детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. Рекомендуется с целью коррекции проводить следующие виды упражнений:
1. Упражнения на повышение уровня активации.Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, развивают тактильную чувствительность, увеличивают подвижность в суставах, связках, сухожилиях. К ним относится самомассаж ушных раковин, шеи, головы, плечевого сустава, спины, ног, хождение босиком по поверхностям различной фактуры («Сенсорная тропа»), «плавание» в сухом бассейне.
2. Упражнения на развитие координации движений. Они даются с постепенным усложнением заданий. Сначала используются упражнения, в которых как бы изолированно тренируются руки, ноги, туловище, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие части тела и дыхание. Например, «Веселый танец»: ходьба с движением рук (с хлопками), ходьба на носках – руки на пояс, вверх, перед грудью, за спиной, с круговыми движениями. У детей с речевыми нарушениями (дизартрия) отмечается нарушение координации движений во время ходьбы, они широко расставляют ноги, шаркают ими, наблюдается неустойчивость, замедленность движений. Чтобы формировать устойчивость, умение приподнимать ноги при ходьбе используются упражнения в перешагивании через предметы: палки, канаты, кубики. Различные виды ходьбы должны сочетаться не только с музыкой, но и со словом.
Зашагали ножки прямо по дорожке,
Все быстрее зашагали и нисколько не устали,
А теперь все тише, тише зашагали ножки
И остановились около дорожки.
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.Особое внимание надо обращать на детей, которым мешает координировать движения и ритмично двигаться недостаточная активность, вялость мышц или, наоборот, чрезмерная их напряженность. Поэтому необходимо учить детей делать движения с полной амплитудой, четко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы. Этого можно достигнуть с помощью воздействия динамических контрастов в музыке. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием. Например, под тихую музыку дети выполняют легкие движения флажками, опустив руки вниз. Под громкую – сильные взмахи над головой. Затем упражнения усложняются. Дети выполняют задания под музыку с предметами в процессе ходьбы, бега, поскоков. Сформированность у ребенка двигательного ритма подготавливает почву к формированию речевого ритма, поэтому совершенно очевидно, что чем более развиты движения ребенка, тем более совершенна его речь.
4. Упражнения для развития равновесия, коррекцию осанки. Формируя правильную осанку детей, рекомендуется использовать такие упражнения, как ходьба на носках и на пятках; ходьба в заданном направлении со сменой движений рук. Например, задание «Стройные березки» («Мы выросли, как стройные березки». «Поза дерева» («Наши ноги, как корни дерева, «врастают» в землю, стопы вместе, прижаты к полу. Руки тянутся вверх. Вы, как крепкое, сильное дерево, которому не страшна любая буря»). «Поза ветвистого дерева» (развести руки в стороны, «Представьте, что ваши руки – ветви дерева, которые тянутся в стороны»).
Умение детей удерживать равновесие происходит в ходе упражнений, направленных на растяжение ног, спины, груди, плечевого пояса. Например, «Ласточка» - стоя на одном колене вытянуть вторую ногу назад параллельно полу. «Дорожки» - выполнение маленьких шагов по прямой линии по принципу носок-пятка. «Ходьба по скамейке» с различным положением рук. «Приседание с открытыми и закрытыми глазами» и т.п.
5. Бег – автоматизированный моторный акт, при котором в быстром темпе четко координируются движения рук и ног. Во время бега дети учатся, выносить корпус вперед и чем активнее они будут работать руками, тем более устремленным и целостным будет это движение.
Работу по коррекции общей моторики рекомендуется включать не только в занятия физической культуры, но и в такие занятия, как утренняя гимнастика, физкультминутки, спортивные игры, логоритмика. Большое значение имеет специальное оборудование. Это разнообразные тренажеры, мягкие спортивные модули, лечебные мячи и др. Эффективным средством коррекции общей моторики является гидротерапия – система коррекционных упражнений в воде. Плавание обеспечивает естественную нагрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, снижается мышечный тонус, увеличивается объем движений.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тренинг с родителями «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу?»