Семья была, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья является важнейшим фактором социализации ребенка. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. На процесс социализации влияет тип семьи. Существует несколько типов семьи. Мы решили более подробно остановиться на изучении особенностей жизни многодетной семье. В последнее время количество таких семей увеличивается. К этой категории относятся семьи, имеющие 3-х и более детей. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Разводы в них довольно редки. В семьях складывается разновозрастной детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимы уважительное отношение к старшим и лидерство старших по возрасту. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радостей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста. Воспитание в многодетной семье осуществляется не только родителями, но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт. Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, ловки и самостоятельны, в них больше тепла и заботы о других, меньше эгоцентризма. Демографы считают, что наиболее оптимальна трех – четырех - детная семья. Такое число отвечает потребностям общества в расширенном воспроизводстве населения и дает возможность всем членам испытать полную гамму родственных чувств.
В МБДОУ накоплен опыт организации сотрудничества с родителями воспитанников в целях повышения качества воспитательно-образовательного процесса . Воспитатели ДОУ, специалисты постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности дошкольника.
Актуальность проблемы состоит в том, для ребенка дошкольного возраста семья и детский сад - два значимых воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. И только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Попробуем проанализировать реальные возможности современной семьи и ДОУ выступать в роли взаимодополняющих друг друга полноценных субъектов воспитания ребенка, чтобы лучше увидеть их сильные и слабые места